ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 118» (документ для скачивания)

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКОГО САДА № 118»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 118»(далее — МБДОУ) расположено по адресу: 654041, Россия, Кемеровская область, город Новокузнецк , улица  Кутузова,  34.  Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.00 до 19.00 часов. Деятельность МБДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ функционируют 6 групп: 2 группы для детей раннего возраста , 2 групп для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности и 2 группы для детей старшего дошкольного возраста комбинированной направленности. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 118» (далее — Программа) охватывает возраст детей от 1.5 до 7 лет.

 

Программа спроектирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.

Программа сформирована с учётом особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Программа предназначена для удовлетворения индивидуального, социального, государственного заказов в области образования и направлена на удовлетворение потребностей:

воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению образования на следующей ступени;
общества и государства — в формировании человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в различных сферах жизни.

 

Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

 

Пояснительная записка раскрывает:

  1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

 

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими принципами построения содержания являются:

 

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • индивидуализация дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
  • Проект основной образовательной программы представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

  1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

 

Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

  • Возрастные особенности детей первой младшей группы  (от 1.5 до 3 лет)
  • Возрастные особенности детей второй младшей группы(от 3 до 4 лет)
  • Возрастные особенности детей средней группы(от 4 до 5 лет)
  • Возрастные особенности детей старшей группы(от 5 до 6 лет)
  • Возрастные особенности детей подготовительной группы(от 6 до 7 лет)

 

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью образовательными областями.

 

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям реализуется с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (далее – Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

 

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

  • в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

В Основной общеобразовательной Программе  дошкольного образования МБ ДОУ «Детский сад № 118» также представлены:

 

  • характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  • особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена следующими парциальными программами:

 

Программа коррекционной работы: «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи»: логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития у детей (Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина).

Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования сформирована для воспитанников с нарушением  речи. В содержании логопедической  программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста.

 

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

 

 «Школа здорового человека» (Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиеннко) Программа предполагает воспитание основ культуры здоровья и безопасности. Формирования представления о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследований. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей.

 

Цели программы – сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействия с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа предполагает целостный педагогический процесс, который разворачивается на занятии, в играх детей, на прогулке, затрагивая отдельные режимные моменты, различные виды деятельности детей.

С целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников в ДОУ применяется парциальная «Программа оздоровления детей в ДОУ»  Л. П. Банниковой.

Цель: Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.

 

 

 Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в соответствии с Проектом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

В Программе «От рождения до школы» содержится также описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений организационного раздела представлена описанием:

 

  • особенностями организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействия с семьями воспитанников на основе социального партнерства;
  • взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами.