Календарно-тематическое планирование
с использованием нетрадиционных техник рисования
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Материалы | |
Сентябрь | |||||
1 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |||
2 | Мухомор | Рисование пальчиком | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
|
Кисти, гуашь, салфетки, альбомный лист.
|
|
3 | «Путешествие по радуге» | Рисование пальчиком | Учить детей рисовать пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
|
Кисти, гуашь, салфетки, альбомный лист.
|
|
4 | Цветочная поляна | Тычок жесткой кистью | Учить детей в умение данной технике. Развивать чувство композиции.
|
Жесткая кисть, гуашь, альбомный лист. | |
5 | Осенние деревья | Рисование ладошками | Познакомить детей с техникой рисования с помощью ладошки. Развивать творческую фантазию. | Гуашь, альбомный лист, салфетки. | |
6 | Бабочка – красавица | Монотипия | Познакомить детей с техникой монотипия; познакомить детей с симметрией (на примере бабочки); развивать пространственное мышление. | Гуашь, альбомный лист, кисти. | |
7 | Цветочная ваза | Печатание поролоновыми тампонами | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции | Листы в форме вазы, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты | |
8 | Осенние разноцветные листья | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Гуашь, альбомный лист, листья, кисти. | |
Октябрь | |||||
1 | Ветка рябины | Рисование пальчиками | Учить рисовать пальчиками; развивать чувство композиции, цветовосприятие. | Альбомный лист, веерка рябины, гуашь, кисть, салфетки. | |
2 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Оттиск печаткой из яблока | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист, гуашь, печатки из яблока, поролоновый тампон. | |
3 | Разноцветные зонты | Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печать по трафарету. Развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Альбомный лист, трафареты зонтов, поролон, кисть, гуашь, салфетки. | |
4 | Ваза с осенними цветами | Печатание листьями | Продолжить знакомить с техникой печатание листьями, развивать цветовосприятие. | Гуашь, альбомный лист, листья, кисти. | |
5 | Ежик | Оттиск смятой бумагой | Познакомить с новой техникой.Учить изображать силуэт ежика. Воспитывать нежные чувства к животным.
|
Альбомный лист, смятая бумага, гуашь, кисть. | |
6 | Листопад | Рисование пальчиками | Учить рисовать листопад пальчиками, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. | Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки. | |
7 | В подводном мире | Печатание листьями | Продолжить знакомить с техникой печатание листьями, развивать цветовосприятие. | Гуашь, альбомный лист, листья, кисти. | |
8 | Вот какие у нас цыплятки | Печать по трафарету | Продолжить знакомство с методом – печать по трафарету. Развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Альбомный лист, трафареты туловища и головы, поролон, кисть, гуашь, салфетки. | |
Ноябрь | |||||
1 | Пушистые животные | Тычок жесткой кисть. | Продолжать учить детей рисовать в технике «тычок жесткой кистью»; учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции. | Иллюстрации с изображением животных, альбомный лист, гуашь, жесткая кисть | |
2 | Птички клюют ягоды | Рисование
пальчика ми, оттиск пробкой
|
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и
печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Развивать чувство композиции. |
Альбомный лист, гуашь, салфетки, пробки, трафареты птиц. | |
3 | Первый снег | Ватные палочки | Учить рисовать деревья и оживлять картинку снежинками с помощью ватных палочек. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки. | |
4 | Украсим кукле платье | Восковые мелки и акварель | Знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Альбомный лист, акварель, восковые мелки. | |
5 | Ночное небо | Свечи и акварель | Знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. | Альбомный лист, акварель, свечи. | |
6 | По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли | Рисование смятой бумагой | Продолжать учить способу рисования смятой бумагой. | Альбомный лист, гуашь, бумага. | |
7 | Животные, которых я сам себе придумал | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, коктейльные трубочки. | |
8 | Коллективная работа «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с рисованием ладошкой. Закрепить умения детей работать в коллективе. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Развивать творчество. | Ватман, поролон, гуашь, салфетки | |
Декабрь | |||||
1 | Укрась рукавицу | Оттиск различными печатками, пробкой, рисование пальчикам | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Альбомный лист, гуашь, салфетки, различные печатки, пробки. | |
2 | Кто живет в зимнем лесу? | Рисование техникой штриховка | Познакомить с техникой штриховка.
Учить передавать фактуру шерсти животных. |
Альбомный лист, гуашь, карандаши. | |
3 | Снежинка | Монотипия | Упражнять детей техникой монотипия; закрепить понятие «симметрия»; развивать творчество, воображение, фантазию. | Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
4 | Плюшевый медвежонок | Рисование поролоновой губкой | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно. | Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка. | |
5 | Снежная семья | Рисование способом тычка жесткой кистью | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист голубого цвета, гуашь, щетинные кисточки. | |
6 | Узоры на окнах | Кляксография | Продолжить знакомить с техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, коктейльные трубочки. | |
7 | Шарики на елке | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками разноцветные шарики. Воспитывать аккуратность. | Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
8 | Коллективная работа «Новогодний праздник» | Разные техники рисования | Закрепить умения рисовать разными техниками. Закрепить умения детей работать в коллективе. | Ватман, гуашь, салфетки, поролон, печатки и т.д. | |
Январь | |||||
1 | Снегирь | Рисование ватными палочками | Упражнять детей в рисовании ватными палочками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки. | |
2 | Избушка ледяная и лубяная | Рисование по трафарету, набрызг. | Учить детей создавать на одной основе разных образов сказочных избушек техникой набрызг. Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, гуашь, трафареты, зубные щетки. | |
3 | Вишневый компот | Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | Силуэт банки, гуашь, пробки. | |
4 | Зимушка- зима | Рисование свечой и акварель | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Воспитывать художественный вкус. | Альбомный лист, свеча, акварель. | |
5 | Зайка в зимнем лесу | Оттиск смятой бумагой | Продолжить знакомить с техникой. Учить изображать силуэт зайки. Воспитывать нежные чувства к животным.
|
Альбомный лист, смятая бумага, гуашь, кисть. | |
Февраль | |||||
1 | Вьюга – завируха | Рисование «по мокрому» | Познакомить с техникой рисования «по-мокрому» (образ вьюги). Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков синего цвета. Развивать чувство цвета и композиции | Альбомный лист, гуашь белого и синего цвета, тонкие кисти, губки, палитры, салфетки. | |
2 | Мои любимые животные из сказок | Рисование тычком жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.п.), гуашь разных цветов, жесткая кисть иллюстрация. | |
3 | Снег кружится | Рисование пальчиками | Закреплять рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик. | Альбомный лист голубого цвета. | |
4 | Сказочный домик | Восковые мелки и акварель | Продолжить знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели | Альбомный лист, акварель, восковые мелки. | |
5 | Рыбки | Рисование ладошкой и пальчиками | Учить изображать рыбку, используя при этом всю ладонь, самостоятельно выбирая средства выразительности своего рисунка. Закреплять знакомые приемы рисования. Развивать творческую фантазию, мышление, воображение. | Альбомный лист, гуашь разных цветов, кисти, салфетки. | |
6 | Быстрокрылые самолеты | Печать по трафарету | Упражнять детей в рисовании методом печать по трафарету. Развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик. | Альбомный лист, трафареты самолетов, поролон, кисть, гуашь, салфетки. | |
7 | Белка | Рисование тычок сухой жесткой кистью. | Продолжать закрепление умения рисовать методом тычка. | Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки. | |
8 | Зимний лес | Рисование смятой бумагой | Продолжить рисовать техникой оттиск смятой бумагой при изображении кроны деревьев. | Альбомный лист, смятая бумага, гуашь. | |
Март | |||||
1 | Ваза для цветов | Оттиск печатками | Совершенствовать умения детей использовать знакомые техники изображения. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.
|
Альбомный лист, гуашь, салфетки, различные печатки, пробки. | |
2 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
3 | Веселое солнышко | Рисование ладошками | Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке.
|
Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
4 | Подснежники | Восковые мелки и акварель | Продолжать учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | Альбомный лист, акварель, восковые мелки. | |
5 | Облака | Рисование по «мокрому» | Закреплять умение рисовать по «мокрому». Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Альбомный лист, гуашь белого и синего цвета, тонкие кисти, губки, палитры, салфетки. | |
6 | Красивая тарелочка | Рисование тычок сухой жесткой кистью. | Продолжать обучение
нетрадиционной технике рисования-тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга, а также заполняя его. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство композиции. |
Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки. | |
7 | Подводный мир | Рисование ватными палочками | Учить рисовать
рыбок в разных формах. Учить дорисовывать хвосты, плавники, глаза. Учить рисовать грунт –круги и овалы, различные по размеру и цвету. Учить рисовать вертикальные волнистые линии –водоросли. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. |
Альбомный лист, гуашь, ватные палочки. | |
8 | Коллективная работа «Весенний букет» | Рисование ладошками | Закреплять умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. | Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
Апрель | |||||
1 | Весна пришла | Рисование ватными палочками | Учить рисовать
весенние деревья, небо, солнце, травку, цветочки ватными палочками. Учить соблюдатьпропорции. Развивать у детей чуткость к восприятию весенней красоты природы. |
Альбомный лист, гуашь, ватные палочки. | |
2 | Первые цветы | Рисование методом примакивания | Учить рисовать цветы
методом примакивания кисти. Учить дорисовывать стебли и листья цветов, солнышко. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук. |
Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки. | |
3 | Осьминожек | Рисование ладошками | Закреплять умения рисовать ладошками.Учить делать отпечаток ладошки
(рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии). Учить дорисовывать у осьминога глаза. Развивать творчество, воображение. |
Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
4 | Звезды в космосе | Восковые мелки и акварель | Продолжать знакомить с материалами
восковые мелки, акварель, бумага. Учить рисовать звёзды и месяц восковыми мелками. Продолжать учить закрашивать фон.Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. |
Альбомный лист, акварель, восковые мелки. | |
5 | Капель | Рисование –набрызг | Продолжать знакомить с нетрадиционной
техникой рисования –набрызг. Учить делать набрызги при помощи зубной щётки и стеки. Закреплять знания о признаках весны (капель). Развивать цветовое восприятие, творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Альбомный лист,
зубная щётка, акварель, стаканчик с водой, салфетки.
|
|
6 | Березка | Рисование тычок сухой жесткой кистью. | Учить рисовать берёзку кончиком кисти, соблюдая пропорции. Учить
прорисовывать листочки методом примакивания кисти. Учить рисовать на стволе чёрные короткие линии. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность. |
Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки. | |
7 | Скворец | Рисование восковыми мелками | Учить рисовать скворца на ветке
восковыми мелками. Учить рисовать скворца,нанося штрихи, придавая скворцу пушистый вид. Учить рисовать клюв, глаз, лапки скворца, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции. |
Альбомный лист, восковые мелки, салфетки. | |
8 | Коллективная работа «Русские матрешки» | Техника – работа с силуэтом | Учить технике работа с силуэтом. Развивать чувства прекрасного, желание работать в коллективе. Развивать творчество, фантазию.
|
Альбомные листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, силуэты. | |
Май | |||||
1 | Сирень | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Альбомный лист, гуашь, салфетки. | |
2 | Цветочная поляна | Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, показать приём получения отпечатка (разных цветов). Развивать творческие способности, воображение. | Альбомный лист, гуашь, пробки. | |
3 | Божья коровка | Рисование монотипия | Упражнять детей техникой монотипия; закрепить понятие «симметрия»; развивать творчество, воображение, фантазию. | Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетки. | |
4 | Пушистые котята | Оттиск смятой бумагой, тычок сухой жесткой кистью | Продолжать закрепление умения рисовать методом тычка; расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним. | Альомный лист, смятая бумага, жесткая кисть, гуашь. | |
5 | Воздушные шары | Рисование –набрызг | Продолжать знакомить с нетрадиционной
техникой рисования –набрызг. Учить делать набрызги при помощи зубной щётки и стеки. Развивать цветовое восприятие, творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Альбомный лист,
зубная щётка, акварель, стаканчик с водой, салфетки.
|
|
6 | Одуванчики | Рисование тычок жесткой, полусухой кистью | Закреплять умения детей рисовать в данных техниках. Учить создавать выразительный образ цветов.
|
Альбомный лист, гуашь, жесткая кисть, салфетки. | |
7 | Вот и лето пришло | Все виды нетрадиционных техник рисования | Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.
Закрепить знания и умения полученные за год. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой мотивации занятия.
|
Ватман, гуашь, кисти и т.д. | |
8 | Итоговая диагностика |