Что такое готовность к школьному обучению?

Бытует представление о том, что подготовка к школе – это обучение детей читать и считать до школы. Ложное представление о подготовке старших дошкольников к школе нанесло и продолжает наносить непоправимый урон множеству первоклассников: чем  больше их к ней готовят (указанным способом), тем меньше они к ней готовы.

Неготовность детей к школе, прежде всего, проявляется в их несамостоятельности в учебном процессе. А это означает, что они не учатся учиться. Отсутствие самостоятельности связано также с низким интересом к постижению школьных премудростей, с нежеланием преодолевать трудности. Всё это – проблемы личностного характера, проблемы мотивации.

В чём же заключается готовность к школе и как её достигнуть? Готовность к школе состоит из физиологической и психической готовности.

Физическая готовность определяется исходя из показателей здоровья и выносливости, чтобы интеллектуальные и физические нагрузки при обучении не были для ребёнка чрезмерными и нанесли вред детскому организму.

Психологическая готовность к школьному обучению – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

  • мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
  • определённый уровень развития произвольного поведения (работа по образцу и правилу; соподчинение мотивов поведения и деятельности), позволяющие ученику выполнять требования учителя;
  • определённый уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребёнком простыми операциями обобщения;
  • хорошее речевое развитие (устная речь, понимание воспринимаемого на слух текста и фонематический слух).

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для нормального начала обучения в школе.

Если ребёнок хочет учиться, понимает важность выполнения всех требований учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью и хорошим речевым развитием, понимает смысл воспринимаемого на слух текста и может его пересказать своими словами, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребёнок к школе?

 

В целом, да. Это можно сделать с помощью нескольких несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребёнок с работой по образцу.

Проба №2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Чёрный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правила проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребёнка есть проблема такого рода в игре, то в учёбе она тем более проявится.

Проба №3. Перед ребёнком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детьми сказки. Картинок должно быть немного: от трёх до пяти. Ребёнку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребёнка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба №4. Ребёнку читают небольшую сказку или рассказ и просят  его ответить на несколько вопросов.

Кто из героев тебе понравился? Почему?

Кто из героев тебе не понравился? Почему?

Какие приключения были у (называется конкретный персонаж)?