Когда и как хвалить ребёнка?

Нужно ли хвалить ребёнка?

Этот вопрос задают люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, но чаще подобный вопрос задают родители.

Хвалить  ребёнка  необходимо!

Любое дело надо начинать с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но и обязательно присутствовать в начале любого действия.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребёнка, придумайте это!» – советует в книге «Нестандартный ребёнок» психиатр и психотерапевт В. Леви.
Главное, что должно быть передано ребёнку, это искренняя вера в его возможности.

Нечто подобное встречается во «взрослой» социальной психологии под именем «авансирование доверием», что обуславливает значительный личностно и профессионально развивающий эффект. Техника «интенсивной психотерапии» в работе с взрослыми людьми основана, прежде всего, на вере в возможности роста личности.

Когда не следует хвалить?

* Хвалить ребёнка за то, что ему даётся легко, за то, что ему дано самой природой, очень вредно!
Похвала не за труд, не за усилия, а за наличие способностей, не даёт ребёнку ничего, что действительно было бы необходимо для его развития. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребёнок к ней привыкает и всегда ждёт её. Он проникается чувством своего превосходства над другими, если не приучен к труду, реализующему его способности. Он может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнёт его на себе, он весь уйдёт в ожидание восхищения и похвал. А их прекращение вызовет хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма несостоявшегося «гения».

* Крайне вредно хвалить того, кому что-то даётся легко, ставя его в пример тем, кому это же даётся трудно вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия (замалчивание, игнорирование его) тяжело травмирует психику ребёнка. Это снижает побуждение к действию.

Противопоставление не может вызвать желание брать пример с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а его тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм – отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

* Вредно хвалить слишком часто, без всякой необходимости и неискренне. Это обесценивает похвалу и приучает к дешевому успеху.

* Важно хвалить конкретный поступок ребёнка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе, можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребёнок столкнётся с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

Психологи считают, что оценка ребёнком своей личности складывается из двух моментов: из того, что взрослые говорят детям, и из того, что ребёнок сам, на основании наших слов, заключает о себе.

Принимая на вооружение рекомендацию – хвалить поступок и только поступок, – необходимо учитывать возраст детей. Ученые психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако, для того, чтобы ребёнок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, он должен, по крайней мере однажды, столкнуться с позитивной оценкой своей личности, хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе:
– А я молодец!

Дошкольное детство – время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданны.

Как поощрять ребёнка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

Словесно выражайте одобрение, пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

Используйте чаще выражение: «ты прав», «Мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.

Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченные на подарок.

Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.

Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи т.д.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей.

ПОМНИТЕ! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирование остаются на всю жизнь!