РЕЖИМ  ДНЯ  ПЕРВОКЛАССНИКА

Школа…  Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Часто мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый и последний звонок, первые успехи и неудачи…

И вот настало время вести в первый класс своего ребёнка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. Ведь первый класс — это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.

С началом учёбы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребёнку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать не всегда то, что хочется. Первые месяцы в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребёнка. Это нелёгкое испытание для  ребёнка совпадает с кризисом семи лет — переходным периодом от дошкольного к школьному возрасту. Ребёнок меняется не только внешне (быстрое вытягивание в длину и возрастная смена зубов), но меняется и его поведение. Он без всякой причины начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. И на этот период в жизни малыша накладывается учёба в школе. Как произойдёт встреча ребёнка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравиться ли ему учиться? Во многом это зависит от того как пройдёт процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?

Первый класс — это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. Ребёнок осознаёт себя в новой роли — роли ученика. От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи.

С первых дней учёбы ученику придётся столкнуться с достаточно серьёзными трудностями:

  • Перестроиться на режим дня школьника;
  • Изменить игровой вид деятельности на учебный;
  • Усвоить огромное количество новой информации;
  • Сдерживать охватывающие эмоции;
  • Слышать только учителя, а не соседа по парте;
  • Сидеть целый урок, когда хочется поиграть, да и вообще — трудно сидеть;
  • Справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться весёлым, активным и жизнерадостным.

Долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. Именно родители помогут малышу преодолеть трудности в начале большого пути, как школьная жизнь.

Школьникам очень важно соблюдать режим дня. Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Это основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Режим строится с учётом физиологических особенностей и здоровья ребёнка. Основные компоненты: сон, пребывание на свежем воздухе, учёба в школе и дома, отдых по выбору, еда, личная гигиена. Режим способствует стабилизации эмоциональной и мотивационной сфер личности. К тому же, стабильность в режиме дня позволит ребёнку быстрее адаптироваться к требованиям обучения в школе. Для первоклассника может быть рекомендован следующий режим дня.

07.00 — подъём. В разных школах занятия начинаются по-разному, но в большинстве — в 08.30, это значит, что ребёнок должен попасть в школу в 08.15.

07.00 — 07.30 — самообслуживание, гимнастика, водные процедуры, уборка постели.

07.30 — 07.50 — завтрак. На завтрак оставляйте 20 минут, чтобы ребёнок не только завтракал, но и успел вымыть за собой посуду.

07.50 — 08.15 — дорога в школу. Приводите ребёнка за 15 минут до начала занятий — ребёнок должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться.

08.30 — 12.30 занятия в школе.

12.30 — 13.30 — дорога из школы, прогулка.

13.30 — 14.00  — обед.

14.00 — 15.00 — послеобеденный сон или отдых. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность. В это время лучше отдыхать. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но есть и такие дети, для кого лучшим отдыхом будет движение.

15.00 — 16.00 — прогулка, игры, помощь по хозяйству.

16.00 — 16.15 — полдник.

16.15 — 17.15 — выполнение домашних заданий. Чтобы ребёнок меньше уставал, чередуйте выполнение письменных и устных заданий. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут, поэтому необходимо делать паузы (физкультминутки под музыку) для сохранения работоспособности.

17.15 — 19.00 — прогулка, полезный труд.

19.00 — 20.00 — ужин, свободное времяБольной вопрос телевизор: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным — лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лёжа, а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана.

20.00 — 20.30 — приготовление ко сну.Следить, чтобы перед сном ребёнок почистил зубы, умылся. Не забудьте проветрить комнату. Глубокий сон, продолжительность которого определена для детей 7-ми летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.

В каникулы и выходные дни, основные элементы режима должны оставаться такими же, как и в учебные дни — максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.