ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ПОЧЕМУ ОН ТАК ВАЖЕН?

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию и различению фонем (речевых звуков родного языка).
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте. Более того, нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

Как же проявляются нарушения фонематического слуха?
В речи детей часто можно слышать искажения и замены звуков. Например [Л] вместо [Р], [С] или [Ф] вместо [Ш], [К] вместо [Г] и т.д. (Например: гора – “кора”, жук – “щук”, рыба – “лыба” )
Часто причиной этого является нарушение фонематического слуха.
Так же может нарушаться слоговая структура слова (пропуски и перестановки слогов). Например: «масалёт» вместо «самолет», «масыкл» вместо «мотоцикл» и т.д.
Со временем в результате недостаточного развития фонематического слуха на письме и при чтении у детей появляются специфические ошибки. Они не связаны с применением орфографических правил русского языка и часто вызывают у родителей и учителей одно лишь недоумение.

При этом у большинства детей, которые делаю ошибки на письме и чтении, может не быть нарушений речи, поскольку дефекты произношения были исправлены в дошкольном возрасте.

В этом случае родители часто даже не подозревают о причинах ошибок на письме, думая, что они связаны с невнимательностью, несерьезным отношением к учебе. Детей заставляют больше читать и писать, но ошибки появляются вновь и вновь.

Бывает, что на консультацию к логопеду такие дети попадают лишь во 2-м или 3-м классе, когда преодолеть ставшие системными ошибки уже трудно. Поэтому, заметив подобные ошибки у своего малыша, прежде всего обратитесь к логопеду. Он сможет определить, являются ли они результатом недоразвития фонематического слуха или же на самом деле связаны с невнимательностью, неусидчивостью и т. п. Чем раньше логопед начнет заниматься с ребенком, тем проще и быстрее малыш научится слышать различия в характеристиках звуков и затем сопоставлять то, что слышит, с буквами. При этом ошибки «не на правила» исчезнут сами собой.