Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам, то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.

Дизартрия может быть разной степени тяжести.

При тяжелой степени (анартрия) отмечается полная неподвижность артикуляционной мускулатуры.

При средней степени тяжести возможна подвижность отдельных мышечных групп. Нарушено произношение нескольких групп звуков.

Легкая степень дизартрии (стертая дизартрия) характеризуется нерезко выраженной неврологической симптоматикой, смазанностью, назализацией (носовой оттенок), имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением. Нарушается произношение одной группы звуков. Речь понятна для окружающих, но нечеткая.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

При дизартрии отмечается ограниченная подвижность мимической и речевой мускулатуры. Ребенку сложно нахмурить брови, поднять их вверх, надуть щеки или втянуть их в себя. Кроме того, ребенку с дизартрией трудно удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном состоянии, упираться языком то верхние, то в нижние зубы, присасывать язык к твердому небу и др.

Помимо артикуляционной, у детей с дизартрией нарушена общая и мелкая моторика. Для таких детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Особенно трудно таким детям координировать свою речь с движениями. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.