Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном слухе и интеллекте.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
•    Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
•    Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна;
•    Экспрессивная (собственная)  речь отстает от импрессивной (восприятие и понимание речи), т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
•    Речь детей с ОНР малопонятна.
•    Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
•    Наблюдается некое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется в плохой координации движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
•    Отмечается недостаточная координация пальцев рук (детям бывает трудно показать обеими руками заданную пальцевую пробу), недоразвитие мелкой моторики.
Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
•    Первый уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми средствами. Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
•    Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется не знание многих слов, обозначающих частей предметов, животных и их детенышей, мебели, посуды, профессий. Дети затрудняются в назывании формы предметов, не знают названий цвета предметов. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”. Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм (сидит стулу» вместо на стуле), в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («да каси» два карандаша) и т.п. Допускают ошибки в употреблении предлогов: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («кадась изит то» карандаш лежит на столе), возможна и замена предлогов («истик пай из ветки» листик упал с ветки). Нарушено произношение многих звуков, речь малопонятно для окружающих.
•    Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых (с, со, под, за), так и сложных предлогов (из-под, из-за, между).
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.